Актуальное мнение
Наталья Чудакова, руководитель Общественной приемной Уполномоченного по защите прав предпринимателей в городах Серпухов, Протвино, Пущино и в Серпуховском районе о нестационарных торговых объектах.
В настоящее время на федеральном и местном уровне резко ощущается недостаточность правового регулирования в отношении нестационарных торговых объектов.
Министерство потребительского рынка и услуг Московской области 27 декабря 2012 года издало распоряжение №32-Р «Об утверждении порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области схем размещения НТО (нестационарных торговых объектов)».
Органам местного самоуправления рекомендовалось разработать данные схемы и в срок до 01 октября 2013 года привести все действующие схемы в соответствие с Методическими рекомендациями, которые позволяют субъектам малого и среднего бизнеса заключать договоры сроком до 2-х лет посредством аукциона. Однако и этого срока для организации стабильной и долговременной работы не достаточно. Фактически муниципалитеты заключают договоры с субъектами малого и среднего бизнеса сроком на 11 месяцев.
Принятие схем размещения НТО позволило бы избежать имеющихся многочисленных фактов административного сокращения или даже прекращения бизнеса субъектов малого предпринимательства.
В методических рекомендациях предусмотрено, что они должны разрабатываться в условиях широкой гласности с привлечением всех заинтересованных субъектов и, в том числе, представителей малого бизнеса. Однако на практике данное положение не применяется. Конкурсные комиссии по размещению НТО с участием представителей общественных объединений в сфере защите прав предпринимателей и защите прав потребителей в настоящее время не созданы.
В муниципалитетах не проведена кадастровая оценка земли (не заложены деньги в бюджет, не предоставляется возможность самим предпринимателям кадастрировать земельные участки под НТО), не применяется норма «место размещения». Муниципалитеты в одностороннем порядке расторгают договоры аренды, зачастую не выставляя данные земельные участки на аукцион. Расторгая договоры аренды, высылают уведомление о демонтаже НТО. В случае невыполнения субъектами малого и среднего бизнеса предписания, муниципалитеты обращаются с исковыми заявлениями в суд. Требования - освободить данный участок.
Розничная торговля и торговое предпринимательство всех форматов, особенно малых, имеют неоспоримое значение для экономики России. В этой связи развитие всех форматов розничной торговли, с учетом антимонопольных ограничений, налагаемых на крупных операторов, является одной из важных задач органов власти всех уровней. И прежде всего как инфраструктурная мера поддержки отечественных производителей.
Следует отметить, что положение дел в сфере нестационарной (мелкорозничной) торговли побудило Министерство промышлености и торговли РФ, обратиться к органам исполнительной власти субъектов РФ с письмом от 27.01.2014г. за № ЕВ – 820/08, где разработана программа действий по недопущению сокращения субъектов малого и среднего бизнеса в нестационарном секторе торговли. Каковы будут результаты, покажет время.
Для справки: в соответствии с Законом Московской области от 16.05.2013 N 39/2013-ОЗ «Об административной ответственности за правонарушения в сфере потребительского рынка и услуг на территории Московской области» за размещение нестационарных торговых объектов с нарушением схемы размещения, утвержденной органом местного самоуправления, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 тысяч до 40 тысяч рублей; на юридических лиц - от 50 тысяч до 100 тысяч рублей. За повторное нарушение (в течение года) - на должностных лиц в размере от 45 тысяч до 50 тысяч рублей; на юридических лиц - от 150 тысяч до 200 тысяч рублей.