Актуальное мнение
Мнение начальника юридического отдела Общественной приемной Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Серпуховском районе, городах Серпухов, Протвино и Пущино Александра Фуфыгина о внесении поправок в Налоговый кодекс РФ.
Новые поправки в Налоговый кодекс, обещающие для предпринимателей, применяющим специальные налоговые режимы: единый налог на вмененный доход и упрощенную систему налогообложения - новые налоговые платежи, приняты депутатами и одобрены Советом Федерации.
Для предпринимателей весьма популярным является упрощенная система налогообложения (УСН): 6% от доходов или 15% разницы между доходами и расходами и больше никаких налогов. Предприятия, применяющие УСН, были освобождены от уплаты налога на имущество организаций. Предприниматели, применяющие УСН, были освобождены от уплаты налога на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого в предпринимательской деятельности. И предприниматели, уплачивающие единый налог на вмененный доход (ЕНВД) были освобождены от уплаты налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого в предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).
Теперь эта льгота в отношении имущества ликвидирована, для всех предпринимателей – организаций, использующих специальные налоговые режимы. Таким образом: кто имеет имущество - будет платить налоги за него.
Механизм принятия решения весьма простой. В часть 2 статьи 346-11 Налогового кодекса, где было указано, что применение УСН для организаций предусматривает освобождение от обязанности уплаты налога на имущество организаций – юридических лиц, были внесены дополнения: «за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость в соответствии с настоящим Кодексом». Получилось несколько двояко: в одном абзаце и освобождение от обязанностей уплаты налога на имущество, и тут же исключение этой льготы.
Таким образом, плательщиками налога на имущество, используемого в предпринимательской деятельности стали и предприниматели – организации, уплачивающие ЕНВД.
Все понимают, что такая инициатива с повышением налогового бремени для сотен тысяч предпринимателей в случае ее предварительного обнародования и обсуждения предпринимательским сообществом не была бы одобрена, поэтому прохождение проекта закона в стенах Думы прошло без участия представителей предпринимательского сообщества. Первоначально проект внесения дополнений в Налоговый кодекс составлял 3 страницы, и никто его не заметил, а затем во втором и третьем чтениях появились эти самые поправки.
Если бы поправки в Налоговый кодекс были в официальном порядке размещены на официальном сайте в Интернете, по ним состоялись бы публичные консультации и публичное обсуждение проекта изменений к закону, то в этом случае предпринимательскому сообществу было бы что сказать авторам и заодно указать на возможные последствия для бизнеса.
Логика законодателей вполне понятна, в бюджет может поступить около 200 млрд. рублей (по оценкам Правительства Российской Федерации). Но, вот вопрос: во благо ли обществу такое наполнение бюджета за счет предпринимателей? Достаточно вспомнить принятый в 2012 году федеральный закон о двойном увеличении страховых платежей для предпринимателей, который способствовал тому, что в 2013 году страна лишилась (по разным оценкам) от 300 до 600 тысяч индивидуальных предпринимателей, которые прекратили свою деятельность. Одна важная деталь, которая ускользнула из поля зрения специалистов: практически каждый предприниматель создавал новые рабочие места. Это несколько сотен тысяч граждан России, лишившихся работы, а еще 2-3 члена семьи у каждого. Этого никто не учел. Давно известно, что малый бизнес весьма чувствителен к инвестиционному климату, к административным процедурам, налоговой политике. Если есть улучшение, если бизнес на себе ощущает заботу государства, он тут же реагирует соответствующим образом. Существует определенная связь между весом малого бизнеса в экономике страны, и эти цифры не в нашу пользу. В развитых странах он составляет около 50% от ВВП, у нас - от 15 до 20%.
Можно спрогнозировать дальнейшее развитие ситуации на следующем примере. Владелец торгового центра начнет с нового налогового периода платить налог на имущество по кадастровой стоимости объекта, и тем самым лишится значительной части дохода, получаемого от сдаваемого в аренду имущества. Что он сделает? Конечно же, наиболее предсказуемый вариант – это увеличение арендной платы, как следствие, повышение цен на товары, продаваемые в арендуемых площадях, и за все это, как и всегда заплатит рядовой потребитель.