Владимир Головнев: “Наша задача – способствовать созданию в Подмосковье оптимального бизнес-климата"
Уполномоченный о защите прав предпринимателей в Московской области Владимир Голвнев рассказал, как в регионе-лидере остстаивают интересы бизнесменов, какие при этом возникают трудности, чего должен опасаться бизнес-омбудсмен и почему конечная цель его института – самоликидация.
– Владимир Александрович, почему именно в Подмосковье необходимо существование института Уполномоченного по защите прав предпринимателей?
– В целом в России точкой отсчета создания данного института можно считать выступление Президента РФ Владимира Путина на 16 Петербургском экономическом форуме, состоявшемся в июне 2012 года. Немного позже был подписан указ, которым был назначен федеральный бизнес-омбудсмен Борис Титов. А 13 января 2014 года вступил в силу соответствующий закон в Московской области. Уполномоченные по защите прав предпринимателей сегодня есть почти в каждом субъекте Федерации, и Московская область в этом отношении не уникальна. Другое дело, что уникальны те проблемы, решением которых занят подмосковный бизнес-омбудсмен. Наша область – очень большой по численности населения регион. В ней сосредоточено огромное количество бизнес-структур, сходится множество финансовых потоков, притягиваемых близостью столицы России. Но Москва – все же не промышленный центр. Подмосковье же уникально тем, что здесь представлен весь спектр бизнеса. Поэтому уникальна и наша работа в Московской области.
– Реализованная в Московской области система общественных приемных бизнес-омбудсмена тоже уникальна?
– Да, такой структуры нигде больше в стране нет. Сегодня специфичные условия нашего региона не позволяют принять решение без знания ситуации в конкретном муниципалитете. Тем более, всегда существует опасение, что уполномоченного по защите прав предпринимателей постараются втянуть в спор бизнесменов, скажем, за собственность, подряды или акции, на чьей-либо стороне. В результате институт бизнес-омбудсмена просто будет дискредитирован. Чтобы такого не произошло, надо знать реальную проблематику в том или ином муниципальном образовании. Общественные приемные как нельзя лучше подходят для этой задачи.
– Часто вас стараются втянуть в споры между предпринимателями, и как вы выходите из таких ситуаций?
– Скажу только, что подобное время от времени случается. Иногда происходит некая подмена понятий: не местная власть создает препоны ведению бизнеса, а сам предприниматель не способен выстроить свою работу и старается неверным образом исправить собственные ошибки. Моя главная задача такова: если у человека есть способности к ведению бизнеса, он должен их реализовать. Для этого необходимо создать для предпринимателя в Подмосковье атмосферу максимального комфорта, чтобы его компания с пользой для региона создавала новые рабочие места и выпускала конкурентоспособную продукцию, а сам бизнесмен мог зарабатывать деньги. По статистике, только 5-6% людей имеют способность к ведению бизнеса, и мы должны их поддерживать. В соответствии с областным Законом я наделен широким спектром полномочий во взаимоотношениях с органами власти: к примеру, я могу запрашивать от них необходимые сведения и документы, направлять в органы местного самоуправления мотивированные предложения о принятии нормативных актов, участвовать в выездных проверках надзорных органов. Конечно, бизнес-омбудсмен может обращаться в суд для защиты интересов предпринимателя или принимать участие в досудебном урегулировании споров между бизнесом и госорганами. Однако подчеркну: Уполномоченный никогда не рассматривает споры между хозяйствующими субъектами и вступившие в силу судебные решения.
– Как вы оцениваете сегодняшнее состояние бизнеса в Подмосковье?
– Со времени, когда людям дали возможность открывать свои предприятия, прошла почти четверть века. В начале 90-х все школьники мечтали стать бизнесменами. Сейчас ситуация несколько иная. Между тем, каждая создаваемая сейчас нормальная компания, считаю, должна иметь определенные амбиции к будущему развитию, чтобы в перспективе выйти на экспортный уровень. Это как в футболе: например, в Бразилии в него играют миллионы людей, однако в национальную сборную из них попадают два с небольшим десятка человек. Но чем больше народа в футбольной сфере задействовано, тем выше вероятность отбора наиболее качественных игроков. Так же и в бизнесе. Чем больше людей в нем задействовано, тем выше вероятность появления качественного бренда, который будут узнавать во всем мире. Отмечу, что сегодня экономика во многом зависит не от материальных активов, а от интеллектуальной собственности. Так что если у подмосковного бизнесмена появляется хорошая, свежая и работающая идея, мы обязаны создать все условия, чтобы он смог ее реализовать. Для этого надо обеспечить предпринимателю оптимальный бизнес-климат.
– Знаю, что в функции Уполномоченного входит также работа по оценке этого бизнес-климата в Подмосковье.
– Действительно, губернатор Московской области Андрей Воробьев поставил задачу провести масштабное исследование - где условия для ведения бизнеса лучше? На этот вопрос должен дать ответ «Барометр предпринимательского климата Московской области». Пока мы исследуем только ситуацию в городских округах Подмосковья. Для этого необходимо, прежде всего, знать положение в этих муниципальных образованиях. Для этого мы работаем не только с местными органами власти, так как они не могут оценивать сами себя и, подобно известной унтер-офицерской жене, сами себя высечь. Мы собираем мнения бизнесменов из различных муниципалитетов Подмосковья. При этом основная ставка сделана на территориальные Торгово-промышленные палаты и Общественные палаты, а также территориальные представительства Российского союза промышленников и предпринимателей и «Опоры России». Естественно, мы учитываем и статистику обращений в наш адрес и в адрес общественных приемных.
– Как вы сами сегодня оцениваете бизнес-климат в регионе?
– Бизнес-климат в регионе нельзя однозначно оценивать, как хороший или плохой. Скажу одно: настрой губернатора и его команды на то, чтобы бизнес-климат постоянно улучшался, приносит результат. За время работы аппарат подмосковного Уполномоченного рассмотрел более 700 обращений от предпринимателей. В России по числу обращений мы точно находимся в первой тройке. Но такое количество не всегда связано с некими помехами ведению бизнеса. Московская область – очень конкурентный регион, здесь очень развит рынок, более того – регион логистически очень удачно расположен. Но именно в Подмосковье иногда возникают специфические ситуации, подобные сложившейся в Черноголовке. Там, в основном, все находится в собственности федеральных научных организаций. В результате частному бизнесу просто не выделяют землю под строительство. Предприниматель просто не может сформировать план развития своего бизнеса, он находится не в равных условиях. Бизнес в Черноголовку не идет, и это вина не муниципальной администрации. Итог: городской округ сидит на дотациях, хотя потенциал развития там огромен. Такие ситуации мы и стараемся разрешить, работая, в том числе, и с федеральными госорганами и накопив в этом определенный опыт. Более того, создан Экспертный совет, куда входят представители надзорных органов и «силового» блока, в рамках его работы рассматриваются наиболее резонансные для области проблемы.
– Владимир Александрович, каковы же перспективы развития института Уполномоченного по защите прав предпринимателей?
– Конечная цель института бизнес-омбудсмена – самоликвидироваться. Как ни смешно это не звучало. Моя должность предусматривает работу зачастую «в ручном режиме». А если необходимо ручное управление – значит, у нас пока что-то идет не так, как надо. Когда мы выполним поставленную перед нами задачу сделать бизнес-климат в Подмосковье лучшим в России, техника ручного управления себя, скорее всего, исчерпает. Пока в регионе есть над чем работать, и как бы качественно ни изменялся институт Уполномоченного, до его плановой самоликвидации еще далеко. Но я верю: дорогу осилит идущий!
Интервью газете «Ежедневные новости. Подмосковье»
Автор: Юрий Белимов