Маргарита Смирнова: «Бизнес устал от неопределенности»
Вот уже два года в Павлово–Посадском районе работает Общественная приемная бизнес–омбудсмена Московской области по Павлово–Посадскому, Ногинскому районам и городским округам Электросталь и Электрогорск. За это время были решены многие проблемы предпринимателей, накоплен опыт взаимодействия с властями и намечены основные вопросы, требующие внимания – всем этим с нами поделилась руководитель приемной Маргарита Смирнова.
С какими проблемами обращаются предприниматели в Общественную приемную Уполномоченного?
На сегодняшний день больше всего обращений в нашем районе связано с наружной рекламой, вывесками. В этой отрасли очень часто меняются правила. Существует общее для всех федеральное законодательство, но на уровне субъекта – Московской области – размеры вывесок, стел, информации, рекламы, их цвет, виды, качество исполнения сегодня регламентируются Распоряжением Главного управления архитектуры и градостроительства МО. Очередное распоряжение принято 14 июля 2015 года № 31РВ-72. Соответственно, многие муниципальные образования МО уже переписали свои распоряжения и постановления, скопировав требования областного Управления, но при этом, забыв прописать регламент на предоставление муниципальной услуги по выдаче разрешений на вывески и информацию.
Но ведь разрешение на вывески дается, как правило, сроком на один год…
Вот именно! Например, год назад местные власти выражали пожелание, чтобы вывеска была определенного размера и представляла собой световой короб, бизнес услышал и потратился. В этом году предпринимателям говорят, что световой короб – это не очень хорошо, нужен более современный подход, должны подсвечиваться отдельные буквы. Причем смену вывесок нужно произвести в очень короткие сроки. А ведь каждая такая отдельно подсвеченная буква стоит порядка 5–6 тыс. рублей. В наши непростые времена для некрупного бизнеса вынуть из оборота 60–70 тыс. рублей, необходимые на замену всей вывески – это значительная финансовая нагрузка. Поэтому мы просим о предоставлении времени на смену информационного и рекламного оформления зданий и строений и о выдаче разрешений сроком на 3–5 лет.
Увеличивается ли общее количество обращений?
Конечно, увеличивается, потому что повышается узнаваемость института Уполномоченного по защите прав предпринимателей, меняется отношение в лучшую сторону. Пока еще не все знают о нас, многие уже давно никому не верят и полагаются только на свои силы. Сейчас само существование института бизнес-омбудсмена дает надежду предпринимателям, что есть какая-то защита и возможность решить их проблемы. Если проводить аналогию с программой правительства Московской области по поддержке бизнеса, то мы также видели, как она постепенно набирала обороты. Вначале было недоверие, затем участников все больше. То же с институтом Уполномоченного, люди узнают, что здесь помогают, консультируют бесплатно и все больше обращаются.
Какие из проблем предпринимателей Вы можете выделить как первоочередные?
В нашей работе я наблюдаю общую тенденцию – бизнес устал от неопределенности, от того, что слишком часто меняется законодательство. Всем хочется стабильности. Например, в нашем регионе для малого розничного бизнеса (а его большинство) стоит вопрос выживания, а тут новые распоряжения по информационно-рекламному оформлению зданий, по взносам на капитальный ремонт, если нежилое помещение расположено в жилом доме, новые бланки отчетности и многое другое, вытекающее в большую финансовую нагрузку на бизнес. Например, недавно пришли к необходимости единой концепции внешнего облика для одного здания. То есть собственником здания должны быть приняты единые цветовые, размерные и прочие решения по оформлению здания. И как владельцу маленького магазина в большом объекте заставить владельца объекта пойти в администрацию и согласовать общий облик объекта? По какой схеме действовать малому предпринимателю, если этого не происходит, ведь, в результате, именно он оказывается самым незащищенным в этой ситуации, на него ложится бремя штрафов от Госадмтехнадзора.
Также хочу упомянуть проблему, связанную с оформлением земельных участков – оно значительно замедлилось. Вызывает опасения малого бизнеса засилье торговых сетей. Магазинчики шаговой доступности уже выдавлены сетями из города в район. Теперь сети начинают осваивать районные территории, и существует угроза вообще потерять магазины шаговой доступности.
Ну и, конечно, значительная часть обращений поступает по вопросам, связанным с нестационарной торговлей, по выездным уличным ярмаркам. На сегодняшний день, благодаря активному участию института Уполномоченного, проблема ярмарок в Павлово-Посадском муниципальном районе была решена в пользу местного бизнеса.
Расскажите подробнее, пожалуйста, о ситуации, которая была с выездными ярмарками?
Министерство потребительского рынка и услуг Московской области очень активно продвигало необходимость выездных ярмарок под лозунгом, что это важно для населения. Существует много разновидностей таких ярмарок – сезонные, выходного дня, тематические. В результате на нескольких площадках в Павлово-Посадском районе ярмарки проводились почти все время – их не было всего несколько дней в месяц. Причем заняты были две основные площадки, которые находятся в центре города, у них отличная проходимость. Естественно местные предприниматели, которые занимали стационарные места рядом, были возмущены таким положением дел. На них лежит бремя платежей аренды, налогов в местный бюджет, а такое ежедневное проведение ярмарок создавало нездоровую конкуренцию их бизнесу, потому что ассортимент продавцов ярмарок был аналогичным тому, что предлагалось в стационарных точках города. Хотя цены – такие же. Кроме того, в основном, это были предприниматели, зарегистрированные в Москве, Туле и других городах, а нашим – павлово-посадским бизнесменам мест не выделялось.
Усугубляло ситуацию то, что с изменением законодательства, изменилось и распределение полномочий – часть ушла в область, часть осталась в городском поселении и часть – в районе. Не было понимания, к кому нужно обращаться с такими вопросами – к администрации города или района. Например, предложение по площадкам, по месту проведения ярмарок дает поселение. Район эту информацию систематизирует и передает в Министерство. А там, в свою очередь, говорят, что район должен эту ситуацию регулировать. Получается смешение полномочий, некое задвоение.
И как же удалось выйти из такого сложного положения?
Был достигнут компромиссный вариант по проведению выездных ярмарок на территории Павлово-Посадского района. При непосредственном участии Уполномоченного по защите прав предпринимателей Московской области была создана комиссия, в которой принимали участие представители многих структур, в том числе Глава нашего района. В итоге в Павлово-Посадском муниципальном районе принято решение, во-первых, по местам и частоте проведения ярмарок, во- вторых, по их формату: они должны быть специализированными, то есть 70% мест должны соответствовать специализации. Например, если это сельскохозяйственная ярмарка, то большая часть товаров должна быть соответствующего назначения. И, в-третьих, конечно, будут выделяться места для местного бизнеса.
С нестационарной торговлей, Вы упомянули,тоже все неспокойно?
Здесь мы видим ту же тенденцию нестабильности. Каждый муниципалитет в области сам устанавливает, как будет выглядеть объект нестационарной торговли на его территории. Но это видение и правила слишком часто меняются, и, как следствие, предпринимателям приходится затрачивать на это дополнительные незапланированные средства, которые невозможно отработать за 1–2 года.
Если кто-то действительно «кошмарит» бизнес, каков алгоритм Ваших действий?
Приходит заявитель, и очень часто проблема решается на местном уровне. Власти достаточно открыты к нам и готовы помогать в решении проблем. Буквально берем заявителя за руку и ведем в кабинет ответственного лица. До настоящего момента в администрации не было отдельного времени приема для бизнеса. Специалисты принимали всех в порядке общей очереди. Сейчас муниципалитет выделил специальный день – среду, когда любой предприниматель может придти со своей проблемой к специалисту. Если она требует комплексного подхода, то назначаем день и собираем всех необходимых участников, организуем юридическую консультативную поддержку.
Какие органы власти чаще всего попадают в поле Вашего зрения в связи с обращениями предпринимателей?
В нашем районе наиболее распространены обращения предпринимателей по поводу действий Прокуратуры. Участились случаи эдаких «маски-шоу», когда неожиданно на территорию предприятия, непонятно на каком основании, врываются представители Прокуратуры вместе с представителями Роспотребнадзора, Госпожнадзора и ОБЭП. Вся эта компания заявляется, не предъявив никаких предписаний, оснований – ничего, просто в устной форме говорят, что на вас поступила жалоба от физического лица. Это основной озвучиваемый повод при таких ситуациях. Собираются все документы и увозятся, и только потом следует письменный запрос документов. Мы не находим ответа на вопросы – почему прокуратура берет с собой представителей других служб? После таких выездов следуют внеплановые проверки Госпожнадзора, Роспотребнадзора и Госадмтехнадзора. Вот вам и сокращение плановых проверок – теперь будут внеплановые?
Как должен вести себя предприниматель в такой экстремальной ситуации?
Мы в работе Общественной приемной Уполномоченного пытаемся информировать предпринимателей о том, что такие случаи – это грубое нарушение их прав. Разъясняем, куда и кому нужно звонить в такой момент. Напоминаем, что необходимо иметь журнал проверок – это несложная, но очень действенная мера. Заведите его, прошейте, проставьте печати, а если пришел проверяющий, внимательно запишите номер удостоверения, организацию. Мы всем рекомендуем это делать. Но в таких случаях, как вышеописанный с Прокуратурой, конечно, срабатывает эффект неожиданности. На плановые и внеплановые проверки рекомендуем приглашать представителя Уполномоченного по защите прав предпринимателей.
Поделитесь достижениями в работе Общественной приемной Уполномоченного?
Значительные результаты начало давать участие бизнес-омбудсмена в проверках. У нас появился бесценный опыт, которым можно поделиться с другими предпринимателями, предупредить их, на что обратить внимание. В России очень жесткое законодательство в плане нарушений, а изменения слишком часты – у малого предпринимателя просто нет возможности все отслеживать. И получаются нарушения не из-за недобросовестности, а просто из-за недостатка информации. Если предпринимателю указать на них, то обычно все приводится в соответствие очень быстро. К сожалению, потеряна предупредительная форма проверок. Сейчас, если пришли, значит оштрафовали. У проверяющих какие-то планы, который они должны выполнить. И вот участие в проверках бизнес- омбудсмена помогает нам подготовиться и рассказать другим, что должно быть. Например, недавно во время одной из проверок выяснилось, что таблички о запрете курения должны быть обязательно в каждом общественном заведении, даже если в них изначально не подразумевалась и возможность курения.
Мы гордимся тем, что с нашей помощью были достигнуты компромиссные варианты по нестационарной торговле, по ярмаркам. Раскачиваем ситуацию и добиваемся движения по сложным делам предпринимателей. Бывает, помогаем им получать деньги по муниципальным контрактам, когда есть задержки по выплатам.
Какие у Вас планы по работе на будущее?
Учиться, узнавать новое, для того, чтобы быть еще более дееспособными на ниве защиты прав предпринимателей. В планах расширить штат юристов, а также других специалистов, которые являются грамотными в плане налогообложения, ведения бизнеса. Те консультации, которые мы оказываем должны быть качественными и комплексными.
Подводя итог, что бы Вы пожелали предпринимателям своего района?
Прежде всего, стабильности. Такой, чтобы возможно было думать о стратегии развития, планировать его. Потому что малому предпринимателю не столько нужна помощь со стороны государства, сколько понятные и стабильные условия работы.
Маргарита Анатольевна, что вдохновляет Вас в работе?
Понимание того, что ты работаешь в команде профессионалов и неравнодушных людей, что реально можешь оказать поддержку, поделиться информацией, желание сделать лучше и надежда на лучшее.
Контакты приемной: Московская область, г. Павловский Посад, пл. Революции, дом 4. Телефон: 8(496)435– 33– 65. Работает ежедневно с понедельника по пятницу с 09.00 до 18.00 часов.