Надежда Сенокосова: «Бизнес – это не блокбастер или шоу, а труд»
Уже далеко не редкость, когда у штурвала предприятия мы видим не мужчину с «железным подбородком», а хрупкое создание, в традиционной парадигме стоящее всегда «за мужем». В преддверии 8 Марта мы побеседовали с бизнес-вумен из подмосковных Химок, соучредителем булочной-кондитерской «За мечтой» Надеждой Сенокосовой, женщиной с творческим подходом к делу, оптимизмом и работоспособностью, которой хватит на десятерых мужчин.
Надежда Александровна, наше интервью совпало с самым весенним и романтическим праздником в году – Международным женским днем, поэтому хотелось бы начать, прежде всего, с поздравлений! Скажите, на ваш взгляд, женщина в бизнесе – это…
Супергероиня! Но это только с одной стороны. Ведь бизнес – это все-таки не блокбастер или шоу, а труд. Ты шаг за шагом идешь вперед к намеченной цели. Однако когда начинаются какие-то сложности, например, с государственными органами, тогда уже приходится превращаться в амазонку.
Можете вспомнить тот момент, когда вы приняли решение начать свое дело?
Я балетмейстер-педагог по образованию, и решение открыть бизнес в сфере общественного питания было во многом спонтанным, идея принадлежит моему супругу. Вы будете смеяться, но я всегда терпеть не могла готовить! Помню, как говорила маме, что никогда не буду даже стоять рядом с тестом. Кстати, некоторое время назад она, приехав к нам, увидела меня, делающую осетинские пироги, и только посмеялась, сказав: «Никогда не говори никогда».
Как вы считаете, сейчас начинающему бизнесмену проще, чем это было девять лет назад, когда начинали вы?
Сейчас больше полезной информации относительно того, как правильно стартовать. Я же в начале была как слепой котенок – без опыта и информации. Кроме того, шел кризисный 2008 год, и никто вообще не понимал, что в таких условиях делать и как вести бизнес. Но мы открылись, окрепли, стали развиваться и сейчас последние пертурбации рубля в 2014-2015 году пережили уверенно, без потрясений.
На ваш взгляд, насколько хорошо государственные службы сейчас слышат коммерсантов? Вообще, диалог между бизнесом и властью существует?
Диалог, безусловно, есть, но есть и проблемы, связанные с головотяпством отдельных чиновников и непродуманностью отдельных юридических моментов. Вот взять, к примеру, проблему с вывесками. Есть правило, по которому предприятия обязаны делать вывески своей компании в определенном стандарте. Но на деле одни чиновники говорят одно, другие – второе, и никакой ясности относительно того, как именно такая вывеска должна выглядеть, нет.
Другая проблема, на мой взгляд, – это обязанность Роспотребнадзора отвечать на анонимные жалобы. Но очень часто к такого рода кляузам прибегают либо недобросовестные конкуренты, либо просто неадекватные люди.
Иногда хочется сказать чиновникам: оставьте нас в покое и не мешайте работать. Сам бизнес заинтересован в том, чтобы, например, в заведениях общественного питания все было на самом высоком уровне. Иначе мы просто потеряем всех наших клиентов.
У нас в стране активно продвигают различные программы по импортозамещению. Как вы относитесь к этому?
Все ингредиенты, которые мы используем, – отечественного производства. Нам на руку существующий курс евро, поскольку он делает невыгодным закупку иностранных кондитерских изделий, и поставщики ищут производителей в России, которые могут делать недорогую и качественную продукцию. А мы готовы это сделать.
Вообще российские ингредиенты сравнительно недороги. Единственное, что по-прежнему больно бьет по карману, – это шоколад, но тут нам никуда не деться – его, в любом случае, будут привозить из-за границы, потому что у нас он просто не растет. Есть также проблема с натуральными сливками отечественного производства. Для их изготовления должна быть соблюдена определенная технология, при которой жирность сливок составляет 34-36%. Далеко не каждый российский завод обладает такой возможностью. Но, опять-таки, все это временные явления, и если федеральный курс будет сохранен, то мы сможем все делать сами на уровне лучших стандартов и цен.
Сейчас у нас есть планы по запуску своего производства кондитерских изделий и тортов. Мы уже год работаем над бизнес-планом. Конечно, нам бы не помешали дополнительные инвестиции, но в целом мы готовы к старту. Отмечу проблему с большими кондитерскими предприятиями – они не могут предоставить фактические и юридические гарантии сохранения в неприкосновенности нашей рецептуры. Вообще защита авторского права в контрактном производстве прописана очень слабо – здесь нашим законотворцам еще есть над чем поработать.
У вас есть планы выйти на иностранный рынок?
Да, мы хотим продавать за границей. В тех же, например, Италии или Китае, нет вкусов «Прага», «Наполеон» или «Медовик». Мы можем поставлять туда наши торты, и я уверена, что они будут там востребованы.
Расскажите про ваш обычный рабочий день.
Подъем у меня в 5 часов утра, спешу на работу, чтобы к открытию кафе в 8 часов люди могли бы купить свежую выпечку. Очень часто я сама встаю к плите – у нас демократия, и я готова выполнять ту же работу, что и моя помощница. Кроме того, есть дефицит работников, которые могут выпечь все необходимое в срок. Например, комплексные обеды должны быть полностью готовы к полудню. Все нужно успеть сделать! Это труд. Тяжелый труд. Без выходных, праздников и отпусков.
А вы получаете удовольствие от работы?
Конечно! Невероятный драйв, когда я вижу глаза довольных клиентов, общаюсь с ними, и они говорят мне спасибо, это очень заряжает. Без эмоций неинтересно работать. Кроме того, когда ведешь свое дело, то ты сам себе начальник и никому не подчиняешься, и это окрыляет.
И раньше, когда у меня был танцевальный коллектив, и сейчас, занимаясь собственным бизнесом, классно видеть, как, вложив определенные усилия, получаешь реальные результаты своего труда. Когда я занималась с детьми, видела, как постепенно благодаря моей работе они превращаются в настоящих профессионалов, и это было потрясающе. Получается, что раньше я танцевала с детьми, а сейчас – у плиты. Но и то и другое – это творчество, которое бесконечно увлекает.
А вы можете вспомнить какие-нибудь курьезные случаи из собственной бизнес-практики?..
Однажды мы увидели за окном полицейскую машину с включенными мигалками. Честно, говоря, перепугались до смерти, когда увидели, что вышедший из авто наряд в полном обмундировании ОМОНа идет к нам. А оказалось, полицейские увидели наше заведение и зашли к нам всего-навсего выпить кофе. Кстати, теперь они наши постоянные клиенты.
Некоторое время назад вступили в силу жесткие антитабачные правила. Почувствовало ли на себе их ваше кафе?
Мой принцип – никакого алкоголя и сигарет. Табак и выпечка – вещи абсолютно несовместимые. Всех наших новых сотрудников мы берем без вредных привычек. Что касается алкоголя, то его продажа сразу влечет за собой известного рода риски, когда твое заведение может превратиться в рассадник драк. Да, конечно, сейчас мы используем алкоголь (ликер) в каких-то кондитерских изделиях, но не более того. И то, что мы не продаем алкоголь, никак не отражается на наших доходах.
Есть кондитерские изделия, которые являются вашим ноу-хау и которые можно смело подавать на стол английской королеве и президенту России?
У нас вся выпечка такая! Очень советую вам попробовать наш фирменный бананово-карамельный торт и морковный торт. Да, в магазинах есть итальянские и американские морковные торты, но наш совершенно точно можно назвать лучшим – мы провели несколько независимых дегустаций у разных дистрибьюторов, и все они говорили, что наш торт можно охарактеризовать только одним словом – «супер».
Если бы можно было назвать три проблемы, которые волнуют каждого предпринимателя в России, от начинающего бизнесмена до миллиардера, что бы отметили вы?
Не буду оригинальной и назову то, что, уверена, волнует всех коллег: налоги, проверки и недостаток инвестиций.
А как сейчас обстоит ситуация с кредитами?
Банки сейчас, к сожалению, боятся давать деньги. Ставки по-прежнему очень высокие. Кроме того, при решении давать или не давать деньги банки сморят на ретроспективу: сколько у нас выручки было в прошлом году. Но понятно, что исходя из той выручки, которая у нас была, мы не сможем рассчитывать на получение денег на перспективу. А, например, в Китае эта система работает вообще по-другому, там деньги даются под бизнес-план – если обосновал, что тебе нужен, скажем, миллион юаней, то тебе их дают.
Дайте совет тем, кто только собирается идти в бизнес, начинать свое дело?
Прежде, чем принимать окончательное решение, нужно семь раз отмерить. Конечно, без поддержки, особенно женщине, начинать свое дело в одиночку очень тяжело – необходим друг, помощник, который всегда сможет вовремя подставить плечо. Например, я все решения принимаю коллегиально со своим партнером-мужем. Бизнес – это работа в режиме «24/7».