ЕСЛИ ТОРГИ «НЕ ПО ПРАВИЛАМ»
Зачастую предприниматели сталкиваются с нарушением порядка организации и проведения торгов, конкурсов или аукционов, инициируемых органами местного самоуправления. Знание основных положений антимонопольного законодательства позволит любому бизнесмену в короткие сроки пресечь неправомерные действия организатора торгов.
В одной статье мы не сможем рассмотреть все нюансы этих процессов, тем не менее наша задача – рассказать о наличии быстрых, эффективных и надежных методов обжалования неправомерных действий организаторов торгов и обратить внимание на важные моменты подготовки жалоб, сроки их рассмотрения.
Обжалование действий организатора торгов
Следует понимать, что существуют различные процедуры и правила рассмотрения материалов о нарушениях при проведении торгов.
В данном случае комиссия антимонопольного органа, рассматривая жалобу, оценивает действия организатора торгов, конкурсной или аукционной комиссии только на предмет соответствия таких действий правилам проведения конкурса или аукциона.
Таким образом, в рамках «короткой» процедуры обжалования нарушений, допущенных при проведении торгов, предприниматели и иные заинтересованные лица вправе оспаривать действия (бездействие) организатора торгов, связанные с нарушением:
- сроков и порядка опубликования извещения о проведении торгов;
- требований к составу извещения и документации о торгах;
- порядка проведения процедур проведения торгов, установленного законодательством или иными правовыми актами;
- установленного правовыми актами порядка определения победителя торгов.
А также:
- неправомерным отказом в допуске к участию в торгах либо неправомерным допуском одного или нескольких лиц к участию в торгах.
Приведенный список не является исчерпывающим, а лишь отражает наиболее часто встречающиеся нарушения, допускаемые организаторами торгов.
Порядок обжалования
Рассмотрим нормы законодательства, определяющие порядок обжалования нарушений при организации и проведении торгов.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в соответствии с правилами указанной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Это означает что антимонопольный орган принимает к рассмотрению жалобы на неправомерные решения и действия (бездействие) организаторов торгов в четко установленном порядке, который описан ниже.
Сроки, требования и процедура рассмотрения аналогичной жалобы в суде или уполномоченном контрольном органе значительно отличаются.
Круг лиц, имеющих право обжаловать такие действия определен частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции:
- лица, подавшие заявки на участие в торгах;
- иные лица, права или законные интересы которых могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов в случае, если обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов или порядка подачи заявок на участие в торгах.
Сроки обжалования торгов
Обжалование действий (бездействия) организатора торгов, в соответствии с частями 4 и 5 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, допускается:
- не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо со дня опубликования информации об итогах торгов в сети «Интернет», если такое опубликование предусмотрено нормативными правовыми актами;
- в случае, если торги признаны несостоявшимися или по результатам таких торгов не были заключены договоры, в течение 3 (трех) месяцев со дня подведения итогов торгов либо со дня опубликования информации об итогах торгов в сети «Интернет», если это предусмотрено нормативными правовыми актами.
Требования к жалобе
При подаче жалобы на нарушение порядка организации и проведения торгов особое внимание следует уделить формальным требованиям к составу жалобы, исчерпывающий перечень которых установлен частью 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции:
- наименование, указание на место нахождения, почтовый адрес, номер контактного телефона организатора торгов, оператора электронной площадки;
- наименование, сведения о месте нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, сведения о месте жительства (для физического лица) заявителя, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса;
- указание на обжалуемые торги, если размещение информации об обжалуемых торгах в сети «Интернет» является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, указывается адрес сайта, на котором она размещена;
- указание на обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, а также соответствующие доводы;
- перечень прилагаемых к жалобе документов.
Согласно закону, жалоба может быть направлена в антимонопольный орган посредством почтовой или факсимильной связи, электронной почты либо иным способом. При этом следует учитывать важную особенность: жалоба обязательно должна быть подписана заявителем или его представителем. К жалобе, поданной представителем заявителя, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий полномочия представителя заявителя на подписание жалобы документ.
Обратите внимание, что направляя жалобу по электронной почте, заявитель может вложить в письмо скан-копию подписанной им (или уполномоченным лицом) жалобы.
Столь подробно на формальных требованиях к подаваемой жалобе мы остановились ввиду того, что при нарушении указанных требований антимонопольный орган не вправе принять ее к рассмотрению.
В соответствии с частью 9 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, жалоба возвращается заявителю в следующих случаях:
- жалоба не содержит сведения, предусмотренные частью 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции;
- жалоба не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами;
- при наличии вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержится оценка обжалуемых действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии;
- антимонопольным органом ранее принято решение относительно обжалуемых действий организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.
Сроки рассмотрения жалобы
Законом установлены следующие сроки рассмотрения жалобы:
- три рабочих дня с момента поступления (регистрации) жалобы на принятие антимонопольным органом решения о приеме жалобы к рассмотрению или о возврате ее заявителю.
В указанный срок в случае принятия жалобы к рассмотрению заявителю и организатору торгов, конкурсной или аукционной комиссии, оператору электронной площадки направляется уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу:
- семь рабочих дней на рассмотрение жалобы по существу (то есть признание ее обоснованной или необоснованной) и, при наличии оснований, выдачи обязательного для исполнения предписания;
- три рабочих дня с момента оглашения решения по жалобе на опубликование сведений о результатах рассмотрения указанной жалобы.
Таким образом, жалоба подлежит рассмотрению в течение 10 рабочих дней, при этом с момента принятия ее к рассмотрению антимонопольный орган приостанавливает торги (налагается запрет на подписание протокола торгов и заключение сделок по результатам обжалуемых торгов).
Установленный статьей 18.1 порядок обжалования нарушений при организации и проведении торгов является одним из наиболее эффективных механизмов защиты интересов предпринимателей.
Эффективность описанных процедур может проиллюстрировать факт отмены шести конкурсов и выдачи организаторам торгов более 15 предписаний по жалобам, поданным уполномоченным по защите прав предпринимателей в Московской области или при его непосредственном участии в 2016 году.