Алексей Захаров: "Позиция прокуратуры - обеспечение законных прав и интересов предпринимателей Подмосковья"
На протяжении пяти лет сотрудничество прокуратуры области с институтом Уполномоченного по защите прав предпринимателей оказывает положительное влияние на формирование благоприятного делового и инвестиционного климата в Подмосковье. О работе с предпринимательским сообществом, о проблемах, с которыми сталкиваются отечественные бизнесмены, рассказал прокурор Московской области Алексей Захаров.
- Алексей Юрьевич, расскажите, пожалуйста, о способах и механизмах, которые прокуратура использует в деле защиты прав субъектов предпринимательства?
- Учитывая, что Подмосковье является одним из ключевых регионов России с точки зрения экономического потенциала, прокуратура Московской области занимает принципиальную позицию, направленную на обеспечение законных прав и интересов предпринимателей в различных сферах правоотношений.
В первую очередь, наши усилия сосредоточены на принятии мер по снижению административного давления на бизнес, пресечению фактов незаконных проверок контролирующими органами, исключению излишнего администрирования разрешительных процедур, выявлению и пресечению преступных посягательств, совершаемых в отношении предпринимателей.
Как вы уже отметили, в вопросах защиты интересов бизнеса нами осуществляется эффективное взаимодействие с Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Московской области.
Практикуются личные встречи с представителями бизнес-сообщества региона. Руководство прокуратуры области совместно с Владимиром Александровичем Головнёвым выезжает в муниципальные образования области для общения с предпринимателями на местах.
В дни Всероссийского приёма предпринимателей, в первый вторник каждого месяца, общение с предпринимателями по волнующим их вопросам проходит в аппарате прокуратуры области и в каждой городской, районной и специализированной прокуратуре.
С целью оперативного получения информации о возможных нарушениях закона в прокуратуре области организована круглосуточная «горячая линия» по вопросам защиты прав предпринимателей – телефон доверия и создан специальный электронный почтовый ящик для обращений субъектов предпринимательской деятельности.
На площадке прокуратуры области регулярно проводятся заседания общественных советов, «круглые столы», открытые форумы с участием представителей бизнеса, органов государственной власти, контрольно-надзорных органов. Проведение подобных мероприятий способствует конструктивному межведомственному взаимодействию и решению стоящих перед нами задач, позволяет обмениваться мнениями по наиболее острым и проблемным моментам в рассматриваемой сфере.
- Предприниматели часто отмечают большое количество проверок со стороны контрольно-надзорных органов. Как прокуратура области следит за законностью организации таких проверок?
- Одним из направлений прокурорского надзора в рассматриваемей сфере, способствующим предотвращению незаконного вмешательства в хозяйственную деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, является процедура согласования внеплановых выездных проверок. Прокурорами в ходе рассмотрения заявлений органов государственного контроля (надзора) дается оценка законности организуемым внеплановым выездным проверкам, и принимаются решения о согласовании либо об отказе в согласовании проведения таких проверочных мероприятий.
Так, за три квартала 2018 года прокуратурой области рассмотрено 1695 таких заявлений. В 40% случаев приняты решения об отказе в согласовании проведения внеплановых выездных проверок.
Ещё одним механизмом предотвращения незаконных проверок субъектов предпринимательства, а также их необоснованного увеличения, является возложенная на органы прокуратуры работа по рассмотрению сформированных органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля ежегодных планов проведения проверок.
К примеру, при формировании сегмента сводного плана проверок на 2018 год прокуратурой области из более 12,5 тысяч заявленных плановых мероприятий около 20% было отклонено.
- Как прокуратурой области осуществляется надзор за законностью нормативных правовых актов в сфере предпринимательской деятельности?
- Прокуратурой области на постоянной основе проводится анализ нормативных правовых актов органов государственной власти Московской области, органов местного самоуправления и их проектов на соответствие требованиям законодательства, в том числе на предмет наличия административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности и избыточного контроля (надзора) за деятельностью субъектов малого и среднего бизнеса.
В 2018 году прокурорами области выявлено и опротестовано 173 незаконных правовых акта в сфере предпринимательской деятельности, внесено 473 представления об устранении нарушений закона.
Так, прокуратурой области был принесён протест на ряд пунктов административного регламента по исполнению государственной функции по осуществлению государственной контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости на территории области. Помимо исчерпывающего перечня оснований, определенного федеральным законодательством, регламент предусматривал и иные основания для отказа в выдаче заключения о соответствии застройщика и проектной декларации установленным требованиям. Акт прокурорского реагирования был рассмотрен и удовлетворен, в административный регламент внесены соответствующие изменения.
- В апреле прошлого года на совещании Генерального прокурора России Юрия Чайки с губернаторами, региональными прокурорами и бизнес-омбудсменами обсуждался вопрос соблюдения законодательства в части, касающейся своевременной оплаты заказчиками обязательств по государственным и муниципальным контрактам. Расскажите об этом направлении вашей работы?
- Вопросы оплаты государственных и муниципальных контрактов очень актуальны для такого крупного, инвестиционно развитого субъекта как Подмосковье. В регионе работают более 300 тысяч предпринимателей и нередко они сталкиваются с проблемой расчётов по выполненным ими работам и оказанным услугам.
И прокуратурой, и органами государственной власти региона уделяется этой проблеме самое пристальное внимание, принимаются меры, направленные на предотвращение нарушений законодательства в части, касающейся своевременной оплаты заказчиками обязательств по государственным и муниципальным контрактам.
На постоянной основе нами осуществляется взаимодействие с Главным контрольным управлением Московской области и региональным управлением Федеральной антимонопольной службы.
Нельзя не отметить активную позицию самого предпринимательского сообщества по информированию о нарушениях в указанной сфере. По всем поступающим обращениям организовываются прокурорские проверки.
Прокуроры области нацелены на оперативное пресечение неправомерных действий ответственных должностных лиц при исполнении обязательств по государственным и муниципальным контрактам, применение всего комплекса мер прокурорского реагирования и привлечение виновных к установленной законом ответственности, передачу материалов прокурорских проверок в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовных дел, а также предъявлению исков в порядке регресса. Наработана практика возбуждения административных производств и привлечения должностных лиц заказчиков к ответственности по статье 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд). При этом, первоочередной задачей является фактическое погашение образовавшихся долгов.
К примеру, итогом проверки, проведённой Балашихинской городской прокуратурой, стало привлечение к административной ответственности заместителей главы местной администрации, допустивших несвоевременную оплату двух исполненных муниципальных контрактов на поставку и установку оборудования для освещения городского стадиона, а также на выполнение капитального ремонта насосной станции. После нашего вмешательства исполнители контрактов получили более 14 млн рублей.
В ходе проверочных мероприятий, проведённых прокуратурой города Лыткарино, было установлено, что одно из муниципальных предприятий не перечислило исполнителю плату по заключенному контракту на выполнение работ по передаче тепловой энергии. Дальнейшей проверкой аналогичные нарушения выявлены ещё по 34 исполненным контрактам. Принятыми мерами реагирования перед исполнителями была погашена задолженность на сумму свыше 20 млн рублей. Виновные должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.
Всего в целях устранения выявленных нарушений и восстановления законных интересов хозяйствующих субъектов органами прокуратуры области в 2018 году внесено 558 представлений, возбуждено 573 дела об административных правонарушениях. Благодаря прокурорскому вмешательству перед исполнителями государственных и муниципальных контрактов погашена задолженность на сумму свыше 3 млрд рублей.
СПРАВОЧНО
За 2016-2018 годы органами прокуратуры области в сфере надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности выявлено свыше 8,6 тыс. нарушений.
По результатам прокурорских проверок внесено 1685 представлений, по которым около 1 тыс. виновных должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, принесено 720 протестов на незаконные нормативные правовые акты, объявлено 180 предостережений о недопустимости нарушений закона. По постановлениям прокуроров 209 лиц привлечены к административной ответственности. По материалам прокурорских проверок возбуждено 5 уголовных дел.
В первом полугодии 2018 года органами прокуратуры области проведено 297 проверок законности деятельности контрольно-надзорных органов, осуществляющих проверки юридических лиц и индивидуальных, по результатам которых выявлено 607 нарушений требований федерального законодательства, внесено 189 представлений, 36 дел об административных правонарушениях.
Наибольшее количество плановых и внеплановых проведено Главным управлением МЧС России по Московской области и региональным управлением Роспотребнадзора.