Алексей Турукин: "Матрёшка всегда будет популярна как символ России"
Алексей Турукин – предприниматель из подмосковной Шатуры. Индивидуальное предприятие, которое он возглавляет, не совсем обычное. На нем делают русские матрешки, которые во все времена символизировали всё наше, родное, русское. Сейчас здесь трудятся 30-40 человек, а начиналось все с крошечного помещения, взятого в аренду. В далеком 2001 году в этой комнате над матрешками трудились вдвоем родители Алексея, затем продавали изделия на рынке. Постепенно и сын втянулся в семейное производство. Алексей вырос, получил высшее образование и вернулся в родную Шатуру, чтобы развивать семейный бизнес. Теперь он вместе с родителями руководит разросшимся предприятием.
- Алексей, вы ведь окончили по тем временам весьма престижный вуз – Государственный университет управления, перед вами открывались заманчивые перспективы. Почему вы вернулись в провинциальную Шатуру, к матрешкам?
- Я выбрал не только матрешки, с которыми, по сути, прошли мои детство и юность, - сделал ставку на семейный бизнес. Это, важнее. Ведь нет ничего лучше, когда рядом родные люди, когда есть абсолютное доверие. Дело постепенно налаживалось. У нас появились зарубежные заказчики. Теперь мы экспортируем нашу яркую и улыбчивую продукцию в 58 стран. И этот список все время расширяется. Недавно вот прибавилась Бразилия.
- А где к матрешкам особый интерес?
- Ну, дайте подумать... Пожалуй, в Японии и Австралии. Почему – не знаю, но это так. Возможно из-за разности менталитетов, а в случае с Австралией – по причине территориальной отдаленности, наконец, из-за ностальгии местных русских эмигрантов.
- Какое дерево используется для изготовления матрешек?
- Исключительно липа. У этого дерева особая структура волокон, оно легко поддается обработке. Сами лично мы сырье не заготавливаем. У нас есть надежные поставщики, работа с которыми проверена временем. Наиболее крупные предприятия находятся в Нижнем Новгороде и Мордовии. Мы просто получаем от них болванки для матрешек высотой от 12 до 48 см.
- А какой самый ходовой размер?
- Думаю, 17 см.
- И получив болванку, сразу же начинаете рисовать?
- Если нет мелких дефектов, которые нужно немедленно исправить, то сразу.
- На предприятии, в основном, трудятся женщины?
- У нас целиком женский коллектив. В работе над матрешками требуются не только мастерство, но и немалая усидчивость, почти вселенское терпение, что больше характерно для русских женщин.
- Все художники у вас профессионалы?
- Таких много, но не все. Мы принимаем на работу и без художественного образования, но со способностями к рисованию. Обучаем. Если есть желание, люди втягиваются, со временем становятся классными мастерами, которые все делают качественно и быстро. Не забывайте, на нашем предприятии работа сдельная. И, кстати, официально оформленная.
- Насколько я понимаю, у вас ведь каждый работник задействован на определенной операции в оформлении матрешек, верно?
- Это так. Кто–то рисует пейзажи, кто-то – цветы, а кто-то занимается портретами и так далее. Все операции - разные по сложности. После того, как рисунок нанесен, его покрывают в несколько слоев лаком. Тоже вручную.
- Представляю, какой должен быть запах в мастерской.
- Не угадали. Мы используем исключительно эколак. Наши зарубежные заказчики очень придирчиво к этому относятся. Отечественные, кстати, тоже. Этот лак, конечно, дороже, но, главное, безопаснее, без формальдегида и прочих токсичных компонентов. И такого едкого запаха нет.
- Кстати, о портретах. Вижу, что у вас на стеллажах готовой продукции не только традиционные матрешки, но и изделия с портретами разных людей, в том числе известных. О, вон там портрет Путина, здесь – Медведева. А это кто? Неужели Трамп?
- Точно Трамп. И такие есть заказы. Да, эта у нас особая статья дохода. Люди с удовольствием заказывают на дни рождения родных и знакомых матрешки с их портретами и бывают просто в восторге от того, что мы им выдаем. В то же время у нас есть корпоративные заказчики, которым требуются матрешки, например, с логотипами компании. Мы это давно освоили. Среди наших постоянных заказчиков такие гиганты как Самсунг, Газпром и другие.
- У вас постоянно идут заказы или бывает затишье?
- Практические постоянно. Но особый всплеск перед Новым годом.
- Помимо матрешек вы что-нибудь еще делаете? Расширяете ассортимент?
- Конечно. У нас в ассортименте есть и неваляшки, и нарядные футляры, и хохлома.
- Что же, копируете традиционное?
- Нет, стараемся внести собственные вариации. У нас на предприятии творческие порывы только приветствуются. Примерно каждый квартал добавляем в каталог продукции что-то новенькое. Чтобы не приедалось.
- Алексей, при въезде в город мы увидели удивительную скульптуру – огромную матрешку. Чья идея? Ваша?
- Не совсем. Изначально это задумал наш глава администрации Андрей Келлер. Он был в Сочи, оттуда прислал фото на фоне огромной матрешки и написал, почему бы и нам такую не установить, благо предприятие по изготовлению матрешек имеется. Меня эта идея увлекла, и я начал думать, как ее реализовать. И тут на помощь пришел мой тесть Александр Михайлович Кондаков. Вместе с ним мы разработали технологию, изготовили матрицу для трехметровой матрешки. Раскрасила же скульптуру наш технолог Ольга Бланкова. Вообще, в коллективе отнеслись с энтузиазмом к идее увековечить в городе русскую матрешку.
- А скульптура тоже из дерева?
- Нет. Из композитных материалов, так надежнее, с ними матрешка простоит дольше. Вот уже два года как новенькая. Как раз на День города Шатуры и установили – за забором местного ФОКа.
- И как отнеслись к огромной матрешке жители?
- Понравилось. С тех пор у скульптуры фотографируются и делают селфи.
- Может быть, теперь Шатура не будет ассоциироваться исключительно с мебелью?
- Хотелось бы.
- Алексей, смотрю, вы только что переехали, вокруг все новенькое. Еще даже мебель не распакована.
- Это уже третий наш переезд за все время существование предприятия. Оно ведь развивается, растет коллектив, и требуются иные масштабы. Это здание мы давно присмотрели, но никак не решались взяться. Уж больно затратно. В 90-е здесь хотели устроить баню, но так и не сложилось. Объект стал постепенно разрушаться, превратился в прибежище для различных асоциальных личностей.
- И вы решили превратить здание в конфетку?
- Ну, в конфетку – не конфетку, а средства были вложены немалые. Одни коммуникации чего стоят. Зато теперь нам будет значительно просторнее, и производство сюда переведем. Оно ведь у нас в другом помещении сейчас располагается. Все вместе под одной крышей – удобно!
- Про ваше предприятие мне все теперь понятно. Но я слышала, что вы активно занимаетесь общественной деятельностью, находите для этого время в вашем плотном графике.
- Совершенно верно. Сейчас я член Общественной палаты города, руководитель общественной приемной Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Московской области на территории нашего округа.
- Давно?
- Примерно год.
- С какими вопросами чаще всего обращаются местные предприниматели?
- Ко мне на прием приходят люди с разными проблемами – общими и частными. Вникаю в суть вопроса, стараясь отделить объективное от субъективного. Потом, вместе с аппаратом Уполномоченного ищем пути решения. Эта работа постоянная, в результате знаю практически всех городских представителей малого и среднего бизнеса и их проблемы.
- Сколько раз в неделю у вас прием?
- Сейчас мы переезжаем в новое помещение, и теперь я буду принимать три раза в неделю, но вообще стараюсь ежедневно находить возможность пообщаться по телефону или провести короткую встречу, иногда вопросы срочные.
СПРАВОЧНО
Адрес общественной прменой Уполномоченного по защите прав предпринимателей в г.о. Шатура: г. Шатура, ул. Красноармейская, д. 8 "А".