Подмосковной предпринимательнице смягчили меру пресечения
Содержание под стражей заменено на домашний арест после вмешательства в дело Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Московской области.
В октябре к подмосковному бизнес-омбудсмену обратилась женщина, генеральный директор фирмы, в отношении которой в июле текущего года было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159 Уголовного кодекса РФ (мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере или повлекшее лишение права гражданина на жилое помещение),
Несмотря на отсутствие доказательств прямого умысла в ее действиях и ряда иных обстоятельств, указывающих на спорность принятия решения о возбуждении уголовного дела, в отношении предпринимательницы была избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде. В виду семейных обстоятельств, женщина нарушила избранную меру, что стало формальным основанием для заключения ее под стражу.
Следует отметить, что изменение ранее избранной меры пресечения на более строгую не рассматривалось Уполномоченным, как нарушение прав предпринимательницы. Однако, исходя из требований закона, бизнес-омбудсмен посчитал, что необходимо стремиться к соблюдению баланса между публичными интересами, связанными с применением мер процессуального принуждения, и важностью права на свободу личности, и избегать чрезмерного ограничения свободы.
Из материалов дела и характеристик личности заявительницы следовало, что она не представляет социальной опасности, не стремится воспрепятствовать производству по делу, а наоборот: сотрудничает со следствием.
Рассмотрев доводы защитника самой предпринимательницы и положения законодательства, Уполномоченный направил письмо прокурору Московской области с просьбой рассмотреть возможность ходатайствовать об изменении меры пресечения на более мягкую.
В октябре состоялось заседание суда, где рассматривался вопрос о продлении срока содержания под стражей.
В суд было представлено заключение бизнес-омбудсмена, в котором содержание под стражей рассматривалось как излишне строгая мера. Вниманию суда был представлен довод о том, что возложение ограничений и запретов на обвиняемую в рамках домашнего ареста являются достаточными для эффективного достижения целей уголовного судопроизводства.
22 октября Домодедовский городской суд изменил предпринимательнице меру пресечения в виде содержания под стражей на домашний арест.
– Безусловно, целью мер пресечения является предотвращение уклонения подозреваемого от следствия и суда. Но при этом отношение между фактическими обстоятельствами и строгостью меры пресечения должно находиться в разумной зависимости друг от друга, - отметил Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Московской области Владимир Головнёв. – Тем не менее, не следует нарушать законные требования следователя и условия избранных мер пресечения. Вполне достаточно лишь формальных оснований для ужесточения таких мер.