Бизнес-омбудсмен Подмосковья предложил разработать механизм компенсации расходов предпринимателей в связи с введением обязательной маркировки товаров
Владимир Головнёв направил в адрес Уполномоченного при Президенте России по защите прав предпринимателей Бориса Титова предложения, разработанные по итогам заседания Общественного совета при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Московской области. Предложения обеспечат малому и среднему предпринимательству менее болезненный переход к системе маркировки товаров.
В настоящее время в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2019 № 515 «О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров» реализуется поэтапное введение единой системы маркировки товаров для участников оборота товаропроизводящей цепи.
По мнению Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Московской области Владимира Головнёва, данный процесс, уже затронувший меховые изделия, табачную продукцию, лекарственные препараты, на практике продемонстрировал возникновение новых рисков для бизнеса.
«Среди них необходимость приобретения предпринимателями дополнительного оборудования, подключения к специализированным операторам. В некоторых случаях, переобучение или найм новых сотрудников, маркировка остатков товаров, перестройка логистики. А это не предусмотренные дополнительные расходы. Малому и среднему предпринимательству необходим, как минимум, адаптационный период», - уточнил Владимир Головнёв.
«К тому же, - продолжил Головнёв, - Следствием указанных дополнительных расходов как производителя, так и продавца станет увеличение стоимости продукции массового потребления, перераспределение рынка в сторону продукции крупных компаний и снижение конкуренции».
Еще один фактор, который окажет отрицательное влияние на бизнес - это введенные штрафные санкции за нарушения маркировки. При несоблюдении требований об обязательной маркировке продукции предприниматели несут как административную, так и уголовную ответственность:
- 2 000 - 5 000 руб. для граждан,
- 5 000 - 15 000 руб. для должностных лиц,
- 50 000 - 300 000 руб. для юридических лиц (ст. 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях),
- 300 000 - 1 млн. руб., и до 6 лет лишения свободы (ст. 171.1 Уголовного кодекса Российской Федерации).
В адрес Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Московской области и его Аппарата поступают обращения предпринимателей о необходимости корректировки действующего законодательства.
В дополнение к этому согласно изменениям, внесённым Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ в подпункты 58 и 59 статьи 2 Налогового кодекса Российской Федерации из-под применения специальных налоговых режимов, а именно ЕНВД (Единого налога на вменённый доход) и ПСН (Патентной системы налогообложения) исключаются виды деятельности, связанные с торговлей товарами, подлежащими обязательной маркировке контрольными идентификационными знаками. Отдельные трактовки закона влекут дополнительное налогообложение предпринимателей. Кроме того, в связи с отсутствием у индивидуальных предпринимателей информации о необходимости подачи заявления о смене системы налогообложения, многие, не подав такого заявления, окажутся на общей системе налогообложения, что приведет к неэффективному расходованию средств и убыткам.
«В целях поддержки малого и среднего предпринимательства, целесообразнее отсрочить отмену единого налога на вмененный доход (ЕНВД) и патентную спецсистему налогообложения (ПСН) для компаний, реализующих маркированную продукцию, до общей отмены в стране. А также необходимо, рассмотреть возможность разработки правового механизма возмещения государством выпадающих доходов бизнеса из налогооблагаемой базы предпринимателя в связи с введением маркировки. Сделать это нужно по аналогии с внедрением контрольно-кассовой техники, либо возместить 50 % расходов на маркировку в виде прямой субсидии из средств Фонда поддержки малого и среднего предпринимательства», - сообщил Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Московской области Владимир Головнёв.