Госдума приняла законы, направленные на реализацию реформы контрольно-надзорной деятельности и отказ от устаревших требований к бизнесу
Федеральный закон от 31.07.2020 №247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (об обязательных требованиях к бизнесу) определяет принципы их введения и оценки их применения. В законе оговариваются общие условия для введения обязательных требований в законодательстве с учетом рисков причинения вреда и минимизации негативных последствий.
Федеральный закон от 31.07.2020 №248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" расширяет перечень видов контрольно-надзорных мероприятий, а также закрепляет приоритет проведения профилактических мероприятий по отношению к надзору, предусматривает применение риск-ориентированного подхода.
Закон об обязательных требованиях предусматривает, что они должны вступать в силу с 1 марта или с 1 сентября, но не ранее чем по истечении 90 дней после опубликования. Это правило не распространяется на акты, принимаемые в целях предупреждения террористических актов и ликвидации их последствий, в случае угрозы обороне страны и безопасности государства, при угрозе возникновения и возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций. Срок действий обязательных требований составляет 6 лет, по результатам оценки их применения срок их действия может быть продлен еще на такой же период. Это правило не распространяется на нормативные акты, направленные на реализацию проектов государственно-частного партнерства.
Закон о госконтроле допускает возможность освобождения от плановых проверок. Ранее работа контрольно-надзорных органов и ведомств оценивалась по числу выписанных протоколов о нарушениях. Наказания для нарушителей останутся, однако приоритет будет отдаваться профилактике нарушений, работа контролеров будут оценивать по предотвращенному ущербу. В законе о госконтроле закреплены новые виды контрольно-надзорных мероприятий, например, инспекционный визит, который не занимает много времени, в отличие от официальной проверки. Отдельные виды контроля будут проводиться в цифровом формате. Таким образом закон закрепляет основные принципы риск-ориентированного подхода - чем выше потенциальная угроза, тем сильнее внимание со стороны контролирующих органов и наоборот. Объекты из категории высокого и значительного риска будут попадать под плановый контроль не чаще 1 раза в 2 года. Если предприниматель добровольно застраховал свою ответственность, то он сможет переместиться в категорию с более низким риском, которая и вовсе предусматривает освобождение от плановых проверок.
«Принятие таких законов означает, что в России начался пересмотр противоречивых правовых норм, которые должен соблюдать бизнес. Так называемая «регуляторная гильотина», несмотря на свое страшное название, избавит предпринимателей от исполнения абсурдных и невыполнимых требований и потери времени на многочисленные проверки. Никакая, даже самая благая цель, не может оправдывать излишнее давление на бизнес. Риск-ориентированный подход, закрепленный в новом законодательстве, прошел успешную обкатку в Московской области и некоторых других субъектах Российской Федерации и показал свою высокую эффективность», - заявил Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Московской области Владимир Головнёв.
Федеральный закон от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" вступит в силу с 1 ноября 2020 года, полноценно он заработает, когда вступит в силу закон о контроле и надзоре – с 1 июля 2021 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу. Так, например, часть 1 статьи 3 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 февраля 2021 года, а части 2 и 3 статьи 10 вступают в силу с 1 марта 2021 года. К середине лета 2021 года федеральное министерство экономического развития вместе с профильными ведомствами и предпринимательским сообществом планирует подготовить дополнительные нормативно-правовые акты, обеспечивающие эффективную работу принятых законов.
С 1 июля 2021 года также начнется формирование единого реестра федерального, регионального, муниципального контроля. Основную работу в рамках реализации в России реформы контрольно-надзорной деятельности планируется завершить к 2022 году.