Владимир Головнёв принял участие в онлайн-конференции, посвященной реализации отраслевого проекта ФНС России «Общественное питание»
27 января УФНС России по Московской области провело вебинар «Отраслевой проект Федеральной налоговой службы «Общественное питание»», для участия в котором были приглашены деловые и общественные объединения региона, представляющие интересы бизнеса и предпринимательства. В числе участников - представители Торгово-промышленной палаты Московской области, региональные отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», Общероссийская общественная организация «Деловая Россия», региональное представительство Союза промышленников и предпринимателей.
На мероприятии выступили представители УФНС России по Московской области: эксперт Центра правовой поддержки при Российском союзе налогоплательщиков (РСН), ведущий юрист адвокатского бюро "Юрлов и Партнеры", консультант по налогам и сборам Никита Болтинский.
Модератором мероприятия выступал председатель Московского областного отделения РСН, председатель Общественного совета при УФНС России по Московской области Вадим Винокуров.
В рамках онлайн-конференции рассматривались вопросы:
- о целях отраслевого проекта, связанных с обелением сферы общественного питания, определение причин, способствующих сокрытию выручки в данной сфере;
- о выработке механизмов и предложений, направленных на вывод предприятий общественного питания из теневого сектора;
- о контрольных мероприятиях, проводимых налоговыми органами в отношении недобросовестных налогоплательщиков;
- о необходимости применения контрольно-кассовой техники с выдачей кассового чека, содержащего обязательные реквизиты, при оказании услуг общественного питания, о возможности проверки таких чеков гражданами, пользователями услуг общепита.
Согласно данным Федеральной службы государственной статистики в динамике развития отрасли с 2017 года наблюдался как количественный прирост объектов общественного питания (по итогу 2017 года - 180 329 ед., 2018 – 182 954 ед., 2019 – 185 396 ед.), так и рост валового оборота в денежном выражении (по итогу 2017 года - 1 524 490 млн. руб., 2018 – 1 621 608 млн. руб.,2019 – 1 763 293 млн. руб.), исключение составляют 9 месяцев 2020 года, зафиксировавшие снижение оборота отрасли около 20%, в силу ограничений принятых для нераспространения коронавирусной инфекции (COVID-19).
Как отметили организаторы вебинара, особенности оказания услуг в сфере общественного питания и сложившаяся ментальность потребителей допустили формирование рисков осуществления расчетов без применения контрольно-кассовой техники либо с передачей данных с нарушением порядка применения контрольно-кассовой техники.
По информации налоговой службы, прирост валового оборота в суммовом выражении по предыдущим годам, прирост количества объектов общественного питания и наличие перечисленных рисков, обязывают налоговые органы принять профилактические меры по устранению негативных последствий для экономики, имеющихся в сфере услуг общественного питания, связанные с неполнотой отражения выручки.
И как следствие, в целях обеления сферы общественного питания Федеральная налоговая служба посредством комплекса мероприятий, направленных на определение причин, способствующих сокрытию выручки в сфере оказания услуг общественного питания, приступила к реализации отраслевого проекта «Общественное питание».
Как сообщил бизнес-омбудсмен Московской области Владимир Головнёв, для начала налоговые органы планируют проинформировать налогоплательщиков о реализации данного проекта.
«Региональный институт уполномоченного, наши общественные приемные обязательно подключатся к дополнительному информированию бизнеса, занятого в сфере общественного питания, об обязательном применении контрольно-кассовой техники и о возможных последствиях допущенных нарушений. Хочу напомнить, что мы не сможем защитить тех, кто не соблюдает законы», - заявил Владимир Головнёв.
В настоящее время налоговыми органами проводятся мероприятия по выявлению нарушителей, в том числе посредством постоянного мониторинга расчетов, подлежащих с обязательным применением онлайн-ККТ, для включения в планы проверок и проведения соответствующих контрольных мероприятий.
В рамках риск-ориентированного подхода анализируется не только наличие сведений в информационных ресурсах налоговых органов о нестабильном поведении в транзакциях, произведенных налогоплательщиком на ККТ, но и основные показатели, характеризующие деятельность налогоплательщика.
Наиболее распространенные нарушения законодательства, которые выявляются в рамках анализа, это:
- неприменение ККТ. Участились случаи, когда продавцы просят покупателей совершить перевод денежных средств за проданный товар или оказанную услугу по номеру телефона, на банковскую карту;
- невыдача чека;
- выдача чека с некорректными реквизитами. В кассовом чеке не указаны или неверно указаны дата, время и место (адрес) осуществления расчета; наименование организации или ФИО индивидуального предпринимателя; применяемая при расчете система налогообложения; наименование товара (услуги); сумма расчета; форма расчета (оплата наличными деньгами и (или) в безналичном порядке); QR-код; в поле «Кассир» отсутствуют или неверно указаны ФИО продавца, который осуществил продажу товара.
Отметим, что нарушение реквизитного состава чека в части отсутствия или неверного указания ФИО продавца, который осуществил продажу товара, наиболее распространено среди индивидуальных предпринимателей. Данные нарушения выявляются налоговыми органами на рабочих местах без выхода на место осуществления расчетов в рамках анализа деятельности налогоплательщика.
Таким образом, после проведения информационной кампании налоговыми органами будут инициированы соответствующие контрольные мероприятия в отношении налогоплательщиков сферы услуг общественного питания на основании информации, собранной в рамках аналитической работы.
Кроме этого, выявлению налогоплательщиков, работающих в сфере общественного питания, и которые нарушают требования законодательства Российской Федерации о применении ККТ, помогает, по утверждению налоговой службы, гражданский контроль, в том числе за счет проверки легальности кассового чека через бесплатное мобильное приложение, с помощью которого в случае возникновения вопросов можно направить жалобу в ФНС России.
За неприменение контрольно-кассовой техники или за применение контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством порядка регистрации ККТ, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения предусмотрена административная ответственность по ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом, штраф за неприменение ККТ напрямую зависит от суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 10 тыс. руб. для должностных лиц и не менее 30 тыс. руб. для юридических лиц, а за повторное совершение административного правонарушения, выразившегося в неприменении ККТ, любой налогоплательщик, независимо от организационной формы, может получить приостановление деятельности на срок до 90 суток, если совокупная сумма расчетов, проведенных без ККТ, составит один миллион и более.
Срок давности привлечения к ответственности, исчисляемый со дня совершения соответствующего правонарушения, за все нарушения, связанные с применением ККТ, увеличен до 1 года (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).
Вместе с тем, налогоплательщик добровольно заявивший в налоговый орган в письменной форме о неприменении им ККТ в случаях, установленных законодательством РФ о применении ККТ и добровольно исполнивший до вынесения постановления по делу об административном правонарушении обязанность, за неисполнение или ненадлежащее исполнение которой он привлекается к административной ответственности, а также налогоплательщик, направивший в налоговый орган кассовый чек коррекции (бланк строгой отчетности коррекции), освобождается от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 2, 4 или 6 ст. 14.5 КоАП РФ, если соблюдены в совокупности следующие условия:
- на момент обращения лица с заявлением в налоговый орган либо направления лицом в налоговый орган кассового чека коррекции (бланка строгой отчетности коррекции) налоговый орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;
- представленные сведения и документы либо кассовый чек коррекции (бланк строгой отчетности коррекции) являются достаточными для установления события административного правонарушения.