Подмосковным предпринимателям рассказали о дополнительных требованиях, предъявляемых к участникам закупок по 44-ФЗ
Эксперты и общественные помощники Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Московской области Владимира Головнёва делятся с бизнес-сообществом полезной информацией на актуальные темы. Общественный помощник Уполномоченного по государственным закупкам – Сергей Маковеев подготовил информацию о том, какие правила установлены законодательством к участникам закупок, и в чем особенности специальной и универсальной предварительной квалификации.
Маковеев пояснил, что цель любой предквалификации – обеспечить преимущественный доступ к закупкам предпринимателей, имеющих достаточный опыт в исполнении обязательств по контрактам. Основной посыл законодателей: снижение рисков возможного срыва заказов и причинения убытков бюджету.
«Специальная предквалификация» предусмотрена частью 2 статьи 31 Закона № 44-ФЗ и регулируется Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 (далее - Постановление). В приложении к этому документу определены случаи, когда к участникам закупки предъявляются дополнительные требования. Для каждого случая они разные, как и перечень документов, которыми участники закупок должны подтверждать свое соответствие им. Помимо этого Постановлением Правительства РФ № 2571 установлен срок, в течение которого может формироваться необходимый участнику закупки опыт (заключительный акт приёмки исполненных обязательств должен быть подписан не позднее чем за 5 лет до дня окончания срока подачи заявок на участие в закупке).
Безусловно, самое трудное в применении Постановления, соотнести объект закупки с конкретной позицией из приложения к нему. Например, является ли строительство металлического забора «строительством некапитального сооружения» (поз. 9 Постановления), а работы по техническому обслуживанию охранно-пожарной сигнализации или системы видеонаблюдения — «работами по техническому обслуживанию зданий» (поз. 14 Постановления).
При решении таких вопросов стоит опираться на практику рассмотрения жалоб антимонопольным органом региона, где проводится закупка, - советует Маковеев.
Помимо предварительной квалификации Постановление устанавливает правила «универсальной квалификации», предусмотренной ч. 2.1. ст. 31 Закона № 44-ФЗ.
Если в первом случае наличие требований зависит от объекта закупки и от суммы НМЦК, то во втором - объект закупи не имеет значения. Универсальная квалификация требуется при любых закупках с НМЦК более 20 млн. руб., если заказчиком не была предусмотрена «специальная предквалификация», иными словами объект закупки не содержится в приложении к Постановлению.
Для того, чтобы участник закупки смог подать заявку на закупку с установленными «дополнительными требованиями», требуется предварительно направить документы оператору электронной площадки. В случае прохождения квалификации, при подаче заявки документы будут направляться заказчику автоматически, включать их повторно в состав заявки не требуется.
Однако предпринимателям стоит быть внимательными. Во-первых, документы подаются на каждой электронной площадке отдельно. Во-вторых, оператор не проверяет документы, а лишь оценивает полноту их предоставления. В связи с чем размещение оператором документов об опыте не даёт гарантии, что при рассмотрении заказчик не найдёт в них ошибок. Рекомендуем при возникновении вопросов, относительно дополнительных требований обращаться к юристам, - заключил Сергей Маковеев.